Скачать 402.32 Kb.
|
ИМПЕРИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ И ЕЁ ЗАВОЕВАНИЕ АНГЛИЧАНАМИ План 1.Политическое и социально-экономическое устройство империи 2.Распад империи Великих Моголов 3.Британское завоевание Индии а) Роль ОИК б) Политика англичан в Бенгалии в) Система колониального управления г) Аграрные реформы англичан в Индии и введение новых методов эксплуатации 4.Народное восстание 1857-1859 гг. 5.Изменения в системе колониального управления во второй половине XIX – начале XX вв. 6.Индийский национальный конгресс. 1. В 1526 г. тимурид Бабур, выходец из Моголистана и в прошлом правитель Ферганы, затем Кабула, вторгся в Индию. Его хорошо вооруженная мушкетами и пушками армия, включая конницу, в двух больших сражениях разгромила последнего из делийских султанов и ополчение раджпутов, после чего заняла значительную часть долины Ганга. Так было положено начало империи Великих Моголов, объединившей под своей властью в пору расцвета почти всю Индию («могол» — термин, которым в Иране именовали монголов). Сам Бабур, вошедший в историю как просвещенный правитель, историк и поэт, автор знаменитого «Бабур-наме», правил в Индии недолго. Уже в 1530 г. его сменил на троне сын Хумаюн, войны которого с братьями за наследство отца настолько ослабили его власть, что влиятельный правитель из Бихара и Бенгалии Фарид Шер-хан, выходец из давно осевшего на востоке Индии афганского племени сур, сумел захватить власть в Дели, заставив Хумаюна искать убежище в Иране. Приняв титул шаха, Шер-шах за недолгие шесть лет своего правления (1540—1545) немало сделал для укрепления центральной власти. Он провел несколько магистральных дорог с караван-сараями, связавших Дели с Бенгалией, Раджпутаной, Индом и т.п., упорядочил земельные отношения (при нем было начато составление генерального кадастра земель, систему налогов. Неожиданная смерть Шер-шаха и борьба его наследников за престол были с выгодой для себя использованы Хумаюном, который на протяжении всех этих лет выжидал и накапливал силы. В 1555 г. Хумаюн вернул себе трон в Дели, но уже через год он в результате несчастного случая погиб, а власть досталась его 13-летнему сына Акбару. Правление падишаха Акбара (1556—1605) было золотым веком империи Великих Моголов. Укрепив власть на севере, включая Пенджаб, Акбар заручился поддержкой значительной части воинов-раджпутов (с некоторыми предводителями раджпутов он породнился, включив раджпутских княжен в свой гарем) и вскоре овладел практически всей Рдджпутаной. Затем к империи были присоединены Гондвана, Гуджарат, Бенгалия, Кашмир, Орисса. Почти вся Северная Индия оказалась под властью Акбара, проявившего себя умелым правителем. Продолжив реформы, начатые еще Шер-шахом, Акбар провел ряд новых, заложивших прочные основы управления страной. Все земли были объявлены государственными. Был закончен генеральный земельный кадастр и четко определены суммы налогового сбора с каждого из районов. Значительная часть земель была отдана на правах условного ненаследственного служебного владения военачальникам-джагирдарам. Джагиры, отличавшиеся от икта в основном своими размерами, были крупными земельными владениями, приносившими их владельцам огромные доходы в сотни тысяч рупий. На эти деньги джагирдары, которых при Акбаре было около двух тысяч, обязаны были содержать отряды воинов в количестве, соответствовавшем чину военачальника и размеру джагира, от 100 до 5 тыс. Некоторые из подчинившихся Акбару княжеств тоже приобрели статус джагира, а в целом среди джагирдаров Акбара индусов-индуистов было не более 20 %, в основном за счет воинов-раджпутов. Система джагиров не нравилась Акбару. Еще Шер-шах пытался заставить джагирдаров клеймить своим именем лошадей и регулярно проводить смотры войск, дабы помешать практике случайного найма первых попавшихся людей и лошадей только для показной проверки. Подобно Шер-шаху, он попытался даже было ее уничтожить, заменив денежными выдачами из казны. Однако эта попытка вызвала мятежи, и падишах вынужден был отказаться от реформы. Зато он строго следил за тем, чтобы джагирдар не обладая никакой административной и тем более финансово-налоговой властью в своем владении. В середине XVII в. джагирдары, как и раньше, не обладали наследственным правом на джагиры. Сыновья умершего джагирдара могли получить джагир только на обычных основаниях — за личную службу и в соответствии с собственным военным рангом. Эта служилая военная знать была главной опорой падишаха. Кроме джагиров существовали и владения вассальных князей-заминдаров, плативших в казну дань и самостоятельно распоряжавшихся всеми остальными доходами. Князья были, как и прежде, наследственными владельцами своих княжеств. В принципе в каждом из княжеств как бы в миниатюре воспроизводилась та же схема, что и в империи в целом: часть земли принадлежала лично князю, доход от нее шел в его казну, тогда как остальные земли и доходы с них отдавались в качестве должностных воинам и чиновникам. Со временем земли категории заминдари стали считаться частнособственническими и подчас дробились на небольшие участки (наподобие исламского мулька). Кроме этого, заминдары собирали в пользу падишаха земельный налог с крестьян, оставляя себе 10% от собранной суммы (эта сумма не была фиксированной). Заминдары происходили в основном из среды индусской феодальной аристократии, в то время как подавляющее большинство джагирдаров составляли мусульмане. Инамами назывались земли, подаренные тому или иному лицу за заслуги или в знак благоволения к нему. Земельный налог с этих феодальных владений шел целиком инамдарам. По существующему обычаю правители после смерти инамдара утверждали в праве владения инамом его наследников. Как правило, падишахи дарили инамы мусульманскому духовенству. Небольшое количество земли (вакф), около 3 %, было в собственности мусульманского духовенства, но некоторое количество земель находитесь и во владении индуистских храмов. Земли такого типа обладали налоговым иммунитетом, что вполне соответствовало общему духу религиозной терпимости, которому следовал Акбар, отменивший ущемляющую права немусульман джизию и попытавшийся даже к концу жизни создать нечто вроде синтетической религии, призванной ликвидировать религиозные разногласия в среде его подданных. Сын Акбара Джахангир (1605—1627) продолжил активную внешнюю политику отца, начал войны в Декане и выступил против сикхов в Пенджабе. Правда в Ассаме его войска потерпели поражение; немалые сложности вызвали и его попытки укрепиться в Бенгалии, всегда настроенной сепаратистски. Наибольшим успехом Джахангира, а точнее, его сына Шах Джахана, командовавшего армией, была победа над сильной армией султана Ахмаднагара, ядром которой была конница маратхов. Далеко не вся территория Ахмаднагара попала в руки Моголов, но и это было немалым успехом. Взойдя на трон отца, Шах Джахан (1627—1658) пытался продолжить свой успех и в 1632 г. добился удачи: Ахмаднагар был подчинен полностью, а Биджапур и Голконда признали себя вассалами Моголов. Это означало, что практически почти вся территория Индии попала под власть империи. Но дни ее уже были сочтены. Преемником Шах Джахана был его сын, кровавый деспот Аурангзеб, заключивший в темницу отца. Аурангзеб правил долго (1658— 1707) и оставил по себе дурную память. Мало того, с его смертью империя фактически распалась, перестала существовать как влиятельная сила, причем такому результату в немалой степени содействовала политика самого императора. В созданной империи большинство населения составляли индусы, мусульмане – 10%, обособленно жили сикхи и джайны. В могольской Индии не сложилось религиозного и конфессионального единства. В правление Аурангзеба государство было разделено на 19 областей (суба) во главе с наместниками (субадарами) назначаемыми падишахом. Субадары пользовались всей полнотой власти — административной, военной и судебной в границах своих областей. В их распоряжении были войска, с помощью которых они держали в повиновении население, заставляли местных феодалов выполнять свои обязанности по отношению к падишаху, помогали областным диванам, назначаемым центральной властью, собирать земельный налог и пошлины в пределах области; обеспечивали исполнение судебных приговоров, выносимых местными казиями; назначали и контролировали начальников округов и волостей. Почти все высшие должности были сосредоточены в руках мусульман, социальное и этническое происхождение которых было весьма пестрым. Сами правители, многие военачальники и рядовые воины были тюрками-суннитами, в войске было немало афганцев, в администрации — персов-шиитов, среди духовенства — арабов. Большинство из них — это потомки давних пришельцев в Индию, воспринявшее индийскую культуру и язык, но многие родились за пределами страны и пришли в Индию, привлеченные ее богатствами. Властвовавшие верхи мусульман не составляли единого правящего класса. Социально-экономической основой аграрной системы средневековой и колониальной Индии, правда, со многими коррективами и деформациями, продолжала оставаться община. Индийские общины не были однородными по своему составу. В каждой из них было, по крайней мере три разряда жителей с различным объемом прав и обязанностей. Высший разряд представляла группа семейств, обладавшая всей полнотой владельческих прав на возделываемую землю и общинные угодья. Члены этой группы, как правило, были объединены общей кастовой принадлежностью. Каждая семья полноправных общинников обладала участком пахотной земли, доставшимся ей по наследству. Общинники были связаны круговой порукой за уплату поземельного налога государству и других феодальных поборов, которыми облагали общину феодалы. Во главе общины стоял сельский совет (панчаят) обычно из полноправных общинников-райятов, т. е. плательщиков земельного налога. Этот панчаят ведал всеми делами общины и осуществлял к тому же судебную власть над общинниками. Он же производил раскладку земельного налога и других феодальных поборов между членами общины. Возглавлял сельский панчаят староста села (патель). Он осуществлял решения панчаята, собирал с общинников налог и прочие поборы и передавал собранное по назначению, защищал интересы общины перед феодальными господами, ведал охраной общинных земель, для чего имел в своем распоряжении сельских сторожей, наказывал нарушителей мира и порядка в общине. За выполнение этих обязанностей патель в дополнение к своему наследственному участку земли получал служебный надел, обычно полностью освобожденный от налога, а также долю в урожае общинника-райята. В совокупности это давало пателю немалый доход. Постепенно такой патель превращался в феодального землевладельца. Другим представителем общинной администрации был сельский писарь (патвари). Он вел кадастр общинной земли, составлял и хранил списки полей, принадлежавших жителям села, с указанием размеров, качества земли и феодальных повинностей. Поскольку выполнение этих обязанностей требовало знания грамоты, это были лица, принадлежавшие не к землевладельческим кастам, представленным подавляющей массой полноправных, общинных владельцев земли, а чаще всего или брахманы, или члены особой касты писцов. У них не было обычного общинного надела, но им, как и старостам, выделялся служебный надел, освобожденный от налога. Сельский писарь также имел достаточно большой доход от мелких поборов, взимаемых им в свою пользу с жителей села. Этот доход увеличивался, если патвари к тому же выполнял в общине и функции предсказателя-астролога. Как должность старосты, так и должность писаря общины были наследственными. Органической частью индийской сельской общины были общинные ремесленники и слуги: кузнец, шорник (он же и деревенский сапожник), гончар, плотник, пастух, полевой сторож, цирюльник, стиралыцик платья и др. Все они принадлежали к соответствующим профессиональным кастам. Число ремесленников и их специальностей в общине зависело от ее размера. За выполнение своих обязанностей они получали определенную долю урожая, а иногда небольшие участки земли, полностью или частично освобожденные от уплаты земельного налога. Свои участки ремесленники и слуги передавали по наследству вместе с обязанностями по обслуживанию общины и ее полноправных членов. В индийских общинах кроме ремесленников и слуг существовала прослойка наследственных или временных арендаторов общинной земли, наконец, совершенно бесправных держателей, которые могли быть согнаны с обрабатываемых ими участков земли в любое время общинной администрацией. Бесправные держатели общинной земли обычно были членами низших каст. Они не только несли все повинности, требуемые феодалами, но и вносили арендную плату общиннику, владельцу участка. Это была наиболее эксплуатируемая и приниженная часть индийского крестьянства, если не считать безземельных «неприкасаемых»-полурабов, полукрепостных общины. Если сельская община в ее традиционной форме служила опорой восточнофеодального деспотизма, то ее собственной социально-производственной основой была система джаджмани, регулирующая взаимоотношения общины землевладельцев (райятов-налогоплателыциков) с общинной администрацией, служителями культа, а также с ремесленниками и слугами общины,с низкокастовыми земледельцами, которые трудились в хозяйствах общинников-джаджманов. Система джаджмани лежала в основе кастовой организации общества, гарантом и мощным идеологическим обоснованием которой выступал индуизм. Степень эксплуатации общины, особенно ее трудовых слоев, была очень высокой. В правление Аурангзеба только один государственный поземельный рента-налог составлял половину урожая. Кроме того, община была обязана нести трудовую повинность в пользу государства и феодалов — строительство всякого рода сооружений, прокладка дорог и разнообразные работы в усадьбах феодалов. Непомерный рост ренты-налога во всех ее формах все более становится основной причиной антидеспотических движений полноправных членов общины, а также распрей в среде феодалов всех групп и рангов. 2. Главной сферой противоречий, все более раздирающих великомогольскую деспотию, были извлечение, перераспределение, присвоение и потребление различными слоями феодалов прибавочного продукта земледелия. Чтобы увеличить свой доход, феодалы повышали налоги, переводили часть феодальных поборов из натуральной формы в денежную. Не ограничиваясь этим, они стали захватывать общинные угодья и пускать их под обработку, сдавая на выгодных для себя условиях мелким арендаторам. Заминдары стремились присвоить себе полностью или частично земельный налог, которым государство облагало их райятов. Они или скрывали от фиска подлинные размеры земли, обрабатываемой в их владениях, или договаривались с налоговым ведомством об уплате фиксированной суммы земельного налога, независимо от количества реально обрабатываемой земли. Джагирдары перестали довольствоваться одним лишь правом присвоения земельного налога. У них все больше росло стремление обратить джагиры в свои наследственные феодальные владения и стать реальными хозяевами земли и сидящих на ней крестьян. Наиболее могущественные джагирдары фактически добились этого права и начали распоряжаться в своих джагирах как собственники земли. Все это вело к уменьшению государственных доходов от земельного налога. Падишах чтобы пополнить казну, увеличивали норму земельного обложения крестьян, сидящих на казенной земле. По распоряжению Аурангзеба крестьян силой заставляли обрабатывать землю, что фактически превращало их в государственных крепостных крестьян. В правление Аурангзеба земельный налог был увеличен более чем в полтора раза. Нуждаясь в деньгах, падишах расширил откупную систему. Откупщиками становились и сами представители феодальной аристократии, богатые ростовщики. Чтобы увеличить число подданных, а следовательно, плательщиков земельного налога, Моголы начали наступление на Декан. Эту агрессию падишах Аурангзеб дополнил тем, что под маской ревнителя мусульманской веры начал грабить индуистские храмы, восстановил джизью, или налог на «неверных», т. е. немусульман, в свое время отмененный Акбаром. Он снова стал взимать более высокие пошлины с.индусских купцов и предпринял другие меры в ущерб интересам индусской феодальной и торгово-ростовщической прослойки. Эта антииндусская политика нашла поддержку со стороны мусульманской феодальной знати, зато восстановила против Моголов не только податное крестьянство, но и индусских феодалов. Будучи ревностным мусульманином-суннитом, Аурангзеб энергично преследовал как индусов, так и шиитов. Религиозные преследования вызвали резкое сопротивление населения, включая и мусульман-шиитов, а это в конечном счете сильно ослабило ту базу, на которую мог опереться правитель. В державе Моголов поднялась волна восстаний. Наиболее мощными из них в Северной Индии были восстания в Пенджабе и в области, прилегавшей к столице империи, а в Декане — на территории Махараштры. В Пенджабе основным ядром восставших были сикхи, члены религиозной секты, oснователем которой считается гуру (вероучитель) Нанак (1469 -1538). Все члены религиозной общины сикхов должны были быть воинами, поставившими своей целью изгнание из Пенджаба мусульманских правителей и создание на его территории своего государства, в котором только сикхам принадлежали бы и власть и земля. Под этим лозунгом война против Моголов и их наместников в Пенджабе, то затихая, то вспыхивая с новой силой, продолжалась до второй половины XVIII в. и завершилась победой сикхов и созданием в 60-х годах их государственности. В Махараштре, районе расселения маратхов, становившихся все более грозной силой в антимогольском движении, тоже возникло весьма боеспособное войско во главе с национальным героем маратхов Шиваджи. Если вначале Шиваджи со своими воинами служил то султану Ахмаднагара, то правителю Биджапура, не имея собственных политических амбиций, то затем, усилившись, он создал собственное государство, короновавшись в 1674 г. в Пуне. Установив сравнительно легкие налоги с собственного маратхского населения, государство Шиваджи начало богатеть за счет военной добычи, так что вскоре его набеги стали наводить ужас на соседние земли. Аурангзеб пытался покончить с маратхской вольницей, но безуспешно. Столь же безуспешно стремился он усмирить и восставших против него раджпутов. И хотя к концу жизни Аурангзеб все же сумел формально подчинить себе Махараштру, маратхи, как и раджпуты, окончательно усмирены не были. Сразу же после смерти Аурангзеба его империя стала агонизировать, чем не преминули воспользоваться все те, кто не был заинтересован в сильной власти в Индии. В частности, едва ли не первыми среди них были англичане. Народные восстания, антимогольские войны отдельных народов, сепаратизм феодальных владетелей подтачивали устои деспотии Великих Моголов. Область за областью стали отпадать от могольского государства. Грабительский поход правителя Ирана Надир-шаха на Дели 1739 г. усилил процесс распада государства. Деканский наместник Великого Могола в 1724 г. положил начало существованию самостоятельного Хайдарабадского княжества; в 1740 г. провозгласил независимость бенгальский наместник и в 1747 г. — аудский. Отказались признать суверенитет Моголов феодальные вожди рохиллов, афганского племени, жившего на территории княжества Ауда и по их имени именовавшейся Рохилкхандом. С 1747 г. начались походы на Индию создателя афганского государства Ахмед-шаха Дуррани. В 1751 г он вынудил могольского правителя уступить ему Пенджаб. Ахмед-шах фактически становился хозяином в Дели, поставив там на высокие посты своих сторонников. В 1758 г. маратхские пешвы организовали поход на Пенджаб и нанесли поражение наместникам Ахмед-шаха Дуррани. Это привело их к войне с афганским шахом. В 1761 г. у г. Панипата, к северу от Дели, произошла битва, в которой маратхские войска потерпели страшное поражение от соединенных сил афганцев (включая рохиллов) и мусульманских владетелей Северной Индии. Лишь немногим удалось спастись бегством. Маратхским правителям, проводившим вне Махараштры своекорыстную, подчас грабительскую политику, было не под силу создать единую коалицию с участием джатов и сикхов и ликвидировать остатки восточной деспотии. Удар, нанесенный маратхам Ахмед-шахом, ослабил Маратхское государство и остановил их наступление на Могольскую державу. К. Маркс, характеризуя этот момент в истории Индии, писал: «Верховная власть Великого Могола была свергнута его наместниками. Могущество наместников было сломлено маратхами. Могущество маратхов было сломлено афганцами, и пока все воевали против всех, нагрянул британец и сумел покорить их всех». 3.а. Английская Ост-Индская компания, возникшая еще в начале XVII в. и сконцентрировавшая в своих руках (под все более ощутимым правительственным и парламентским контролем) операции в Индии — торговые, военные, дипломатические, политические и т.п. — была, пожалуй, наиболее удачной в тех условиях формой проникновения в Индию и закрепления в ней. Эпоха господства ОИК условно исчисляется с 1600 г. до окончательного слияния компании с английской короной в 1858 г. Основным периодом господства ОИК в Индии была вторая половина XVIII в. Впервые агенты ОИК появились в индийском порту Сурате в 1608 г. Они добились у падишаха Джахангира права на льготные условия торговли при низких пошлинах. К сер. XVII в. по всей Индии уже была целая сеть торговых факторий ОИК. Первые сто лет ОИК вынуждена была держаться на равных с индийскими купцами и очень осторожно с правителями. Часто английская торговля в Индии в XVII в. была рискованной и даже невыгодной. Покупая индийские ткани, ОИК расплачивалась золотом и серебром, т. к. английские товары не находили сбыта в Индии. ОИК занимала деньги под высокий % у местных ростовщиков. Росли долги. Индийские чиновники и правители вымогали взятки, нарушали договоры. Это вызывало конфликты и даже войну 1686-1691 гг. между ОИК и Аурангзебом. Война закончилась ничем. Чтобы меньше зависеть от произвола властей ОИК приобретала земли под строительство крепостей. В 1639 г. был построен форт Сент Джордж около Мадраса, в 1668 г.купили у английского короля о-в Бомбей, в 1691 г.взяли у местного правителя на откуп 3 деревни, превратившиеся потом в г. Калькутту. Прологом английским завоеваниям в Индии послужила их борьба против французов, вступивших в 40-х годах XVIII в. на путь колониальных захватов. Губернатор г. Пондишери, принадлежавшего французской Ост- Индской компании, Дюплекс создал войско из индийских наёмников, так называемых сипаев. Дюплекс использовал созданную армию для реализации своего плана установления политической гегемонии французов и территориальных захватов в Декане. Дюплекс вмешался в династийные войны, вспыхнувшие в 1748 г. в Хайдарабаде и Карнатаке. За военную помощь правителям Дюплекс получил довольно большой район под Пондишери и право сбора земельного налога с приморских округов Хайдарабада, так называемых Северных Сиркаров, для покрытия расходов по содержанию находившихся в Хайдарабаде французских войск. Успехи французов обеспокоили англичан. По их примеру они стали создавать такие же сипайские части и продавать свою военную помощь противникам французских союзников. В 1752 г. англичане посадили на карнатакский престол своего ставленника. Политика Дюплекса вызвала неодобрение директората французской Ост-Индской компании, так как из-за войн, которые он вел в Индии, Компания терпела одни убытки. Дюплекс был отозван из Индии, а присланный из Франции новый генерал-губернатор, выполняя директивы Компании, заключил мир с англичанами на условиях отказа от Северных Сиркаров и признания их ставленника навабом Карнатака. 3. б. Особенно крупными были успехи англичан в Бенгалии. В 1756 г. англичане отказались выдать государственного преступника навабу Бенгалии Сирадж уд-Даула и продолжали, вопреки его требованиям, укрепление форта Вильяма, охранявшего Калькутту. Начав военные действия, он захватил английскую факторию в Касим-базаре, откуда двинулся на Калькутту. Английский губернатор и члены его совета, оставив на произвол судьбы калькуттскую факторию, бежали на корабле на один из островков в устье Ганга. Наваб без боя занял Калькутту. Весть о потере Калькутты дошла до Мадраса, и оттуда была послана эскадра с отрядом, составленным из англичан и индийских сипаев. Во главе этого отряда был Роберт Клайв, участник войны с французами на юге Индии. Клайв овладел Калькуттой, не встретив сопротивления. Сирадж уд-Даула, узнав о занятии Калькутты Клайвом, двинулся туда со своим войском. Под самым городом произошла битва. И та и другая стороны понесли серьезный урон. Наваб был вынужден согласиться подписать договор о мире, по которому обязался оплатить убытки, понесенные англичанами и жителями города во время оккупации Калькутты его войсками. Он подтвердил право беспошлинной торговли Ост-Индской компании на территории Бенгальского навабства и разрешил возведение укреплений для защиты Калькутты. Клайв и высшие служащие калькуттской фактории не удовлетворились достигнутым. Они решили свергнуть наваба и, посадив нового, стать хозяевами в Бенгалии. Через двух крупнейших откупщиков Клайв вошел в заговор с Мир Джафаром, дядей Сирадж уд-Даула, и возобновил военные действия. По договору Мир Джафар обещал за возведение его на престол уплатить деньги, которые полагались англичанам по договору с Сирадж уд-Даулом, изгнать из Бенгалии французов и отдать англичанам в добавление к Калькутте еще один из округов на условиях заминдари. В бою 23 июня 1757 г. под Плесси Клайв из-за измены Мир Джафара, командующего конницей Сирадж уд-Даула, одержал победу и возвёл Мир Джафара на навабский престол. Сирадж уд-Даула был убит. Наваб не только выполнил все условия договора, но и отдал компании 1250 тыс. ф. ст., из которых 234 тыс. ф. ст. были личной долей Клайва. Бенгалия со всеми ее богатствами лежала у ног англичан, и они использовали эту добычу для войны против французов на юге-Индии. К концу Семилетней войны (1756—1763) по миру, заключенному в Париже, за французской Ост-Индской компанией было сохранено право торговать с Индией, владеть городом Пондишери и несколькими другими городами, но срыть все оборонительные сооружения и не держать своих войск в Индии. Оценивая итоги этой войны, К. Маркс писал об англичанах: «События Семилетней войны, превратили Ост-Индскую компанию из торговой державы в державу военную и территориальную. Именно тогда было заложено основание нынешней Британской империи на Востоке». После того как англичане посадили на бенгальский трон Мир Джа-фара, они стали подлинными хозяевами этой области с 20-миллионным-населением и распорядителями богатств. Служащие Ост-Индской компании требовали с наваба новых и новых «подарков». В ущерб его казне они не только сами вели беспошлинную торговлю в Бенгалии, но и продавали бенгальским купцам «дастаки», или охранные грамоты, освобождавшие товары от досмотра и уплаты таможенных пошлин, силой заставляли ремесленников почти бесплатно работать на себя. Даже Мир Джафар, покорный осел Клайва, как втихомолку все называли его, стал тяготиться наглостью англичан и установил тайные связи с голландцами, чья фактория находилась в Чинсуре. В результате голландцы, желая принять участие в грабеже Бенгалии, послали в Чинсуру флотилию с большим отрядом. Однако их попытка подняться по Хугли (рукав Ганга) оказалась безуспешной. Англичане разбили голландцев и заставили руководство Чинсурской фактории дать обязательство не возводить никаких укреплений вокруг города и не содержать войска. В 1760 г. Клайв выехал на родину, где был встречен правящими кругами как национальный герой, получил титул лорда. После отъезда Клайва калькуттский совет Ост-Индской компании решил повторить выгодную операцию торговли навабским престолом. Он сместил Мир Джафара и посадил на навабство его родственника Мир Касима. За это Мир Касим отдал компании четыре бенгальских округа и |
![]() | "Россия в XX в." Экономическое развитие, россии российское общество... Средняя Азия. В вассальной зависимости находились Бухарский эмират и Хивинское ханство. В 1914 г под протекторат России был принят... | ![]() | دين إلهي «божественная вера» синкретическая религиозная доктрина, созданная Акбаром Великим в попытке объединить индуизм, ислам и некоторые элементы других религий Империи Великих Моголов — христианства, джайнизма... |
![]() | План. Социально-экономическое развитие. Политическое устройство и... Со времени междоусобных войн крупные князья (даймё) переселяли самураев-ленников в замок, переводя их на рисовый паек-жалованье,... | ![]() | План Социально-экономическое развитие. Социально-политическое развитие.... России страшный хозяйственный и демографический урон. До сер. XVII в экономика страны изживала ее последствия. Постепенно восстанавливались... |
![]() | План. Упадок Османской империи в XVII-XVIII вв. Попытки реформ на рубеже XVIII-XIX вв Турции были присоединены почти все земли халифата, кроме разве что Ирана с прилегающими к нему территориями. Впоследствии стало... | ![]() | Б. Ф. Поршнев к вопросу о социально-политической обстановке в германской... К вопросу о социально-политической обстановке в германской империи в момент вторжения Густава-Адольфа (1630-1631 гг.) |
![]() | Отечественная история Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период (22) 20 | ![]() | Андрей Битов Книга путешествий по Империи аст москва 5-17-003885-2 Эта книга складывалась десятилетиями параллельно накоплению распада в объекте, который она поначалу подсознательно, а потом сознательно... |
![]() | Экзаменационные вопросы Образование, социально-экономическое и общественно- политическое развитие Киевской Руси в IX-XII вв | ![]() | 13 Государственный строй Древнего Рима в период империи: принципат, доминат Период империи начинается с возвышения Августа (27 г до н э. — 14 г н э.) и заканчивается разграблением Рима варварами и смещением... |