И. А. Смирнова кандидат педагогических наук


НазваниеИ. А. Смирнова кандидат педагогических наук
страница1/11
Дата публикации06.08.2013
Размер1.64 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

ББК74.3 Н71

Рецензент:

И. А. Смирнова

кандидат педагогических наук,

заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии

Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина

Нищева Н. В.

Н71 Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детско­го сада. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 120 с. + цв. вкл. 96 с. ISBN 5-89814-216-9

Пособие предназначено для развития речи и познавательной деятельности детей 3—4 лет и будет также полезно в работе с детьми: имеющими отставание в развитии речи, отстающими в моторном или интеллектуальном развитии, имеющими проблемы в поведении вследствие повы­шенной или, наоборот, сниженной двигательной активности. Материал представлен в занима­тельной, доступной и интересной для маленьких детей форме.

Адресовано логопедам, воспитателям, родителям.

Главный редактор С. Д. Ермолаев

Шеф-редактор Л. Ю. Киреева

Редакторы О. В. Тучапская, Е. Юрьева

Художники О. Н. Капустина, Е. М. Воробьева

Художник обложки И. Н. Ржевцева

Дизайнер А. В. Амбросович

Корректор В. Д. Чаленко

Компьютерная верстка А. Л. Сергеенок

ЛР № 065631 от 19.01.98.

Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 197348, Санкт-Петербург, а/я 45.

Тел.: (812) 303-89-58, 542-84-37

E-mail: detstvopress@mail.ru

Представительство в Москве: МОО «Разум»,

Ивановская ул., д. 34. Тел.: (095) 976-65-33

Сдано в набор 05.09.02. Подписано в печать 08.01.2004. Формат 60х90'/8-

Гарнитура Школьная. Усл. печ. л. 15,0 + вклейка 12,0.

Тираж 20 000 экз. (1-й завод — 6000 экз.). Заказ № 1465.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор»

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания

и средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

© Н. В. Нищева, 2004
ISBN 5-89814-216-9 © Оформление. Издательство*ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004


^ Сыновьям Илье и Кириллу посвящаю эту книгу.

Предисловие

Данное пособие создавалось для того, чтобы помочь логопедам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста, а также воспитателям, родителям, гувер­нерам. Работая над книгой, автор учла рекомендации своего учителя, профессора кафедры логопедии Института специальной педагогики и психологии Волковой Галины Анатольевны. Представленное в пособии перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе соответст­вует рекомендациям Л. Н. Павловой («Диагностика нарушений речи у детей и ор­ганизация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного уч­реждения»), С.А.Мироновой («Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях») и опирается на программу воспитания и обучения в детском саду.

В последние годы все больше открывается логопедических групп для детей млад­шего дошкольного возраста (четвертый год жизни) с тяжелой речевой патологией: алалией, дизартрией, ринолалией, имеющих лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи. У этих детей речь практически не развита, словесные средства отсутствуют; в лучшем случае они общаются с помощью лепетных слов или звуко­подражаний. Другие дети общаются с помощью речевых средств, набор которых крайне ограничен. Их речь настолько изобилует аграмматизмами, что малопонят­на окружающим. Все эти дети нуждаются в квалифицированной помощи невропатолога, логопеда, психолога, что обеспечивается при их поступлении в логопедические группы.

Согласно программе обучения и воспитания в детском саду в младшей группе рекомендуется проводить 11 занятий в неделю и не более 2 занятий в день при продолжительности 15 минут. В логопедической группе для детей раннего возраста проводится 13 занятий в неделю продолжительностью от 10 до 15 минут:

-ознакомление с окружающим — 1 занятие;

-развитие элементарных математических представлений — 1 занятие;

-рисование (чередуется с аппликацией, конструированием, лепкой) — 1 занятие;

-физкультурные — 2 занятия; v7 - -музыкальные — 2 занятия;

- лечебная физкультура (для нуждающихся) — 2 занятия;

-подгрупповые логопедические — 4 занятия.

При этом занятия лечебной физкультурой можно считать лечебными процедурами.

Примерный режим дня

Прием детей, игры, утренняя гимнастика 7.30—8.20

Подготовка к завтраку 8.20—8.30

Завтрак 8.30—8.50

Подготовка к занятиям 8.50—9,00

Первое занятие воспитателя и первое логопедическое занятие

(проводится по подгруппам) 9.00—9.15

Второе занятие воспитателя и второе логопедическое занятие

(проводится по "подгруппам) 9.25—9.40

Третье подгрупповое логопедическое занятие, индивидуальная

работа, игры, подготовка к прогулке.... 9.40—10.35

Прогулка, индивидуальная работа 10.35--11.45

Подготовка к обеду. Обед 11.45—12.45

Подготовка ко сну. Сон 12.45 —15.15

Подъем. Бодрящая гимнастика 15.15—15.30

Подготовка к полднику. Полдник 15.30—16.15

Индивидуальная работа. Игры 16.15—16.55

Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход домой 17.00—17.30

Занятия с подгруппой из 3—4 человек (подгрупповые) в младшей логопедиче­ской группе проводятся по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам. Продолжительность занятия 10—15 минут. Каждое занятие содержит 2—3 задания или игры продолжительностью 4—5 минут. Планируя работу с деть­ми, логопед обязательно учитывает то, что группа делится на три подгруппы, а значит, у детей одной подгруппы получается в день не два, а три подгрупповых занятия. Поэтому в течение недели расписание подгрупповых занятий составляет­ся с чередованием подгрупп. Кроме того, с детьми, которые участвовали в трех подгрупповых занятиях, в этот день не проводится индивидуальная работа.

Индивидуальная работа логопеда с детьми занимает все остальное время и про­водится даже во время прогулки. Продолжительность индивидуального занятия не превышает десяти минут. Чтобы восполнить время прогулки, занятое индиви­дуальными занятиями с логопедом в первой половине дня; в логопедической груп­пе на вечернюю прогулку выходят на 10 минут раньше, чем в массовых группах. По средам логопед проводит либо индивидуальные занятия с детьми в утренние часы, либо индивидуальные занятия с детьми с одновременным консультировани­ем родителей в вечернее время.

В младшей логопедической группе важной составляющей работы логопеда явля­ется общение с детьми в режимные моменты, что позволяет специалисту быстрее вызвать ребенка на контакт, построить с ним доверительные отношения. В связи с этим, по решению специалиста, иногда возможна замена индивидуальных занятий во время прогулки на живое общение с детьми, проведение разученных ранее игр на свежем воздухе.

Обучение в младшей логопедической группе можно разделить на три периода: I пе­риод — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май, июнь.

В сентябре проводится обследование состояния речи и неречевых психических функций детей, выявляются структуры и механизмы речевых нарушений, запол­няются «речевые карты» на каждого ребенка.

В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Ос­новная задача логопеда в этот период — вызвать у детей желание говорить, пре­одолеть речевой негативизм, продуцировать речевые контакты, положительные эмоциональные переживания, блокирующие отрицательные эмоции. Переход к ре­чевым контактам, к формированию речи как средству общения осуществляется после появления элементов спонтанной деятельности. Логопед не побуждает детей говорить, но поощряет их, когда желание говорить появилось; работает над вызы­ванием подражательной речевой деятельности, расширением объема понимания речи. В этот период на занятиях желательно больше использовать игрушки и ре­альные предметы, так как восприятие рисунков у детей еще затруднено. Крупные яркие картинки вводятся постепенно. Представленные в книге картинки создава­лись специально для детей четвертого года жизни с проблемами в речевом разви­тии. Они достаточно крупные, яркие и к тому же лишены отвлекающих детей де­талей. В течение этого периода работа строится на материале следующих лексиче­ских тем:

октябрь: 1-я неделя — ^ Семья; 2—3-я недели — Игрушки; 4-я неделя — Части тела и лица;

ноябрь: 1-я неделя — Туалетные принадлежности; 2—3-я недели — Одежда; 4-я неделя — Обувь;

С декабря (второй период) у детей формируется словарный минимум. Основное внимание логопед уделяет ритмической основе и слоговой структуре слова; начи­нает применять в работе сюжетные картинки, работает над обучением детей по­строению двухсловных предложений: Катя, иди. Брось мяч. Заучиваются отдель­ные обиходные словосочетания. Изучаются следующие лексические темы:

декабрь: 1-я неделя — ^ Обувь; 2—3-я недели — Мебель; 4-я неделя — Новый год. Елка;

январь: 1—2-я недели — проводится только индивидуальная работа, поскольку у детей зимние каникулы; 3-я неделя — ^ Пищевые продукты; 4-я неделя — По­суда;

февраль: 1-я неделя — Посуда; 2—3-я недели — Домашние птицы; 4-я неде­ля — Домашние животные.

С марта (третий период) у детей формируется короткая бытовая фраза из 2—3 слов. Уточняется, но пока не корректируется фонетическая сторона речи. Ведется работа над различением грамматических форм слов. Продолжается работа по сюжетным кар­тинкам. Заучиваются небольшие стишки и потешки, пересказываются с помощью логопеда сказки. Работа проводится на материале следующих лексических тем:

март: 1-я неделя — ^ Мамин праздник; 2-я неделя — Домашние животные; 3—4-я недели — Дикие птицы;

апрель: 1—2-я недели —Дикие животные; 3—4-я недели — Транспорт;

май: 1-я неделя — у детей весенние каникулы, проводится только индивидуаль­ная работа; 2-я неделя — ^ Лето. Цветы; 3-я неделя — Лето. Насекомые; 4-я неде­ля — Лето. Игры с водой.

В июне с детьми проводится только индивидуальная работа, по возможности на свежем воздухе, в ходе которой закрепляется и повторяется весь материал, прой­денный за учебный год. В конце июня логопед дает индивидуальные рекомендации родителям каждого ребенка на лето.

В приложении настоящего пособия представлены сказки, написанные специаль­но для занятий с детьми четвертого года жизни, имеющими проблемы в речевом развитии. Тексты сказок создавались с учетом особенностей общего и речевого раз­вития таких детей. Кроме того, в приложении содержатся материалы, необходи­мые логопеду для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий: предмет­ные, сюжетные и разрезные картинки. Предметные картинки представлены далеко не в полном объеме, так как в кабинете каждого логопеда есть картотека предмет­ных картинок по лексическим темам, изучаемым в детском саду. Для создания и расширения таких картотек можно порекомендовать книжки-раскраски, выпус­каемые издательством «ДЕТСТВО-ПРЕСС» по всем лексическим темам. Очень много сюжетных картинок для занятий можно найти в пособии «Занимаемся вмес­те. Младшая логопедическая группа. Домашняя тетрадь»*, рекомендуемом для до­машних занятий родителей с детьми младшего дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии.

В пособии содержатся ссылки на «Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада». Желательно приобрести такие тетради на каждого ребенка, но если такой возможности нет, педагогам следует самостоятельно подобрать материал для занятий в соответствии с нашими рекомендациями. Задания, предложенные в тет­ради, учат младших дошкольников работать с красками (гуашью и кистью). Вы­полняя задания, дети учатся проводить длинные и короткие, прямые и волнистые линии, наносить штрихи и точки, рисовать круги, а к концу учебного года — за­крашивать готовые изображения. В тетради содержатся 30 заданий по лексиче­ским темам, изучаемым в младшей логопедической группе"".

х См. кн.: Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

ж* Нищева Н. В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

^ Организация предметно-пространственной

развивающей среды в младшей

логопедической группе

Известно, что предметно-пространственная развивающая среда в группе детско­го сада создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную де­ятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способнос­ти. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает ут­вердиться в чувстве уверенности в себе.

В логопедической группе детского сада создание предметно-пространственной развивающей среды приобретает особое значение при формировании высших пси­хических функций у ребенка с проблемами в развитии. Она должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей по­одиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки оборудо­ванием, так как это затрудняет выбор — лучше менять оборудование раз в неделю. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предостав­ляющей ему полную свободу действий.

При организации предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе нужно учитывать, что дети младшего дошкольного взраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабиль­ность (Полякова М. Н.), поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе.

На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с тяжелой речевой патологией движения плохо скоординированы, дети моторно неловки, не обладают быстрой реакцией. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимули­ровать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место для езды на трехколесном велосипеде, катания в боль­шом грузовике, катания кукол в коляске, сооружения модульных конструкций. С учетом того, что в этом возрасте у детей формируются сенсорные способности (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зрительного вос­приятия), в группе должно быть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей.

Дети младшего дошкольного возраста предпочитают крупные яркие игрушки, ко­торые должны быть сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм. Особенно в логопедической группе не должно быть неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются первичные представления об окружающем.

Помня о том, что развитие речи непосредственным образом связано с развитием мел­кой (пальцевой) моторики, педагогам следует оснащать развивающую среду в млад­шей логопедической группе большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики.

Дети четвертого года жизни с общим недоразвитием речи, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, предпочитают игры не «вместе», а «ря­дом», для чего также должны быть созданы все условия. При этом начинающееся формирование коммуникативных навыков в игре предполагает создание обстанов­ки и для сюжетно-ролевых игр.

Особое значение в младшей логопедической группе необходимо уделять играм-драматизациям и театральным играм, проводимым, конечно, пока на самом эле­ментарном уровне. Это требует должного оборудования (костюмы, маски, атрибу­ты) для обыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята». Здесь же обязательно оборудуется уголок «Учимся говорить» (см. табл. 1).

В кабинете логопеда рекомендуется создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы. В речевом уголке должно быть достаточное количество иг­рушек и крупных предметных картинок для уточнения произношения в звукоподра­жаниях, для уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков (губных, переднеязычных, заднеязычных), настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок. Здесь же оборудуются отдельные уголки с раз­вивающими играми и игрушками для мальчиков и девочек. На стенах и мебели кре­пятся ковролин, магнитные доски, маленькие наборные полотна на уровне роста детей. Для того чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия при­влекательными, следует иметь набор интересных игрушек.

Таблица 1. Организация развивающей среды в группе

Микрозона, центр

Оборудование

Цели




Раздевалка

1. Шкафчики с определителем индиви­
дуальной принадлежности (яркими
картинками и фотографиями детей),
скамейки, «алгоритм» процесса одева­
ния.

2. Стенды для взрослых «Вот что мы
умеем» (постоянно обновляющаяся вы­ставка работ детей), «Вот как мы жи­вем» (постоянно обновляющаяся фото­
выставка), «Здоровейка» (информация
о лечебно-профилактических процеду­рах, проводимых в группе),

1. Формирование навыков самообслу­
живания, умения одеваться и разде­
ваться, застегивать и расстегивать пуго­
вицы.

2. Формирование навыков общения,
умения приветствовать друг друга,
прощаться друг с другом.

3. Привлечение к процессу коррекцион-
но-воспитательной работы родителей,
создание единого сообщества педагогов
и родителей.




Микрозона, центр

Оборудование j Цели







«Давайте поиграем» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних за­нятий), мини-библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения детям дома, информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы специа­листов, рекомендации специалистов, объявления).







Уголок «Малень­кие конструкторы»

1. Крупная мозаика, вкладыши, сбор­ные игрушки, пирамидки, шнуровки,
игры с элементами моделирования и за­мещения. Лото, парные картинки и
другие настольно-печатные игры.

2. Нетрадиционный материал: закры­тые емкости с прорезями для заполне­ния различными мелкими и крупными
предметами, крупные пуговицы или
косточки от счетов для нанизывания.

1. Развитие мышления и пальцевой мо­торики. Освоение операций вкладыва­ния, наложения, соединения частей в
целое.

2. Развитие зрительного восприятия и
внимания. Формирование обследова­тельских навыков.




Уголок «Малень­кие математики»

1. Ковролиновое полотно, наборное по­лотно, магнитная доска.

2. Комплект геометрических фигур,
предметов различной геометрической
формы, счетный материал на «липуч­ках».

3. Мелкие фигурки и нетрадиционный
материал (шишки, желуди, камушки)
для счета.

4. «Играйка» для развития математиче­ских способностей.

5. Элементарные модели.

6. Блоки Дьенеша.

7. Палочки Кюизенера.

1. Освоение геометрических фигур и
форм предметов.

2. Обучение группировке предметов по
цвету, размеру, форме.

3. Выявление отношения групп предме­тов по количеству и числу (много, мало,
один).

4. Обучение определению количества
путем пересчета (1,2,3).




Уголок «Здравст­вуй, книжка», .толок «Играем

в театр»

1. Стеллаж для книг, столик и два
стульчика, мягкий диванчик, ширма,
отделяющая уголок от зон подвижных
игр, маленькие ширмы для настольного
театра, ковролиновое наборное полотно
и картинки по изучаемым лексическим
темам к нему.

2. Детские книги по программе, люби­мые книжки детей, книжки-малышки,

1 . Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой, перевора­чивать страницы.

2. Формирование и расширение пред­ставлений об окружающем.

3. Развитие творчества детей на основе
литературных произведений.


















книжки-игрушки, предметные и сю­жетные картинки по одной-двум лекси­ческим темам на месяц. 3. Различные виды театра (плоскостной, стержневой, кукольный), костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания одной-двух сказок в месяц




Уголок «Малень­кие строители »


  1. Строительный конструктор с крупны­ми блоками.

  2. Строительный конструктор с блоками средней величины.

  3. Нетрадиционный материал: картон­ные коробки разных размеров, оклеен­ные самоклеящейся бумагой, деревян­ные чурочки и плашки, контейнеры

«разных размеров с крышками.

4. Небольшие игрушки для обыгрыва­
ния построек (фигурки людей и живот­
ных и т. п.)

! о. Транспорт средней и большой величины

. Развитие пространственных пред­ставлений, конструктивного праксиса, мелкой моторики, творческого вообра­жения.


Уголок «Маленькие художники»


Толстые восковые мелки, цветной |мел, цветные карандаши, гуашь, плас­тилин.

12. Цветная и белая бумага, картон, обои,
I наклейки, ткани, самоклеящаяся пленка.

13. Кисти, поролон, печатки, клише,клейстер.

4, Наборное полотно, доска, ковролиновое полотно, магнитная доска

Развитие пальчиковой моторики, тактильных ощущений, цветовосприятия и цветоразличения, творческих спо­собностей.


Уголок «Мы познаем мир»


Стол с углублениями для воды и песка
|И рабочей поверхностью из пластика,
[пластиковый коврик, халатики, нару­
кавники.

12. Природный материал: песок, вода,
| глина, камешки, ракушки, деревяшки,
различные плоды.

3. Емкости разной вместимости, ложки,
лопатки, палочки, воронки, сито, иг­рушки для игр с водой.

4. Аквариум с рыбками, несколько
комнатных растений, леечки, палочки


Расширение чувственного опыта детей, j
| стимуляция тонких движений руки. !

  1. Формирование понятий «много» и «мало». !

  2. Развитие умения экспериментировать с разными материалами.






Микрозона, центр

Оборудование

Цели




для рыхления почвы, опрыскиватель. 5. Ковролиновое полотно и игра «Време­на года» (на липучках).




Уголок «Маленькиеe музыканты»

1. Музыкальные инструменты: метал­лофон, дудочки, барабан, погремушки,
игрушки-пищалки.

2. Магнитофон и записи музыки.

3. Пластиковые прозрачные емкости с
горохом, желудями, камушками.

1. Развитие слухового восприятия и
внимания.

2. Формирование исполнительских на­выков.

уголок «Маленькие спортсмены»

1. Мячи большие, малые, средние.

2. Обручи.

3. Толстая веревка или шнур.

4. Флажки.

5. Гимнастические палки.

6. Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания.

1. Развитие ловкости, координации
движений.

2. Обучение согласованным действиям.

3. Формирование умения бросать и ло­вить мяч, катать малые мячи, пропол­зать в обруч, перешагивать через палку
или веревку, положенную на пол; хо­
дить по прямой ограниченной дорожке.

Уголок «Мы играем

1. Кукольная мебель.

2. Игрушечная посуда.

3. Куклы, коляска для кукол.

4. Игры «Магазин» и «Доктор».

5. Различные атрибуты для ряженья
(шляпы, очки, шали, длинные юбки
ит. п.)

1. Формирование ролевых действий.

2. Стимуляция сюжетно-ролевой игры.

3. Формирование коммуникативных на­выков в игре.

4. Развитие подражательности и твор­ческих способностей.

Уголок «Учимся говорить»

1.Зеркало.

2. Два-три стульчика или скамеечка.

3. Стеллаж или этажерка для пособий.

4. Наборы игрушек и комплекты пред­метных картинок для уточнения произ­ношения в звукоподражаниях, уточне­ния произношения гласных и наиболее
легких согласных звуков.

5. Наборы игрушек для проведения ар­тикуляционной и мимической гимнас­тики.

6. Игрушки и тренажеры для воспи­тания правильного физиологического
дыхания.

1. Воспитание правильного физиологи­ческого дыхания.

2. Уточнение произношения гласных и
наиболее легких согласных звуков.

3. Уточнение произношения в звуко­подражаниях.

4. Подготовка артикуляционного аппа­рата к постановке звуков.

Туалетная комната

Традиционная обстановка, «алгоритм» процесса умывания.

Развитие опрятности, аккуратности, навыков самообслуживания.


Перспективный план работы младшей логопедической группы для детей с ОНР

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1—4 недели сентября — обследование речи и неречевых психических функций детей. Заполнение речевых карт. Наблюдение за детьми в режимные моменты.

1-й раздел. Развитие слухового и зрительного внимания

и восприятия

  1. Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки.

  2. Воспитание слухового внимания, чувства ритма в играх и упражнениях со звучащими игрушками.

  3. Развитие зрительного внимания, умения различать контрастные по размеру и цвету игрушки, предметы.

2-й раздел. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков

  1. Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков [у], [а], [о], [и].

  2. Развитие длительного речевого выдоха (2—3 сек) на материале гласных и их сочетаний.

  3. Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на мате­риале звукоподражаний,

3-й раздел. Формирование и совершенствование лексического состава языка

Октябрь Лексические темы

1-я неделя — «Семья»;

2—3-я недели — «Игрушки»;

4-я неделя — «Части тела и лица» .

Ноябрь

1-я неделя — «Туалетные принадлежности»;

2—3-я недели — «Одежда»;


Развитие импрессивной речи

  1. Формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двительные реакции.

  2. Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов, обозначающих части тела и лица, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов.

  3. Обучение пониманию обобщающих слов игрушки, обувь, одежда.

  4. Обучение соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением.

5 Развитие пассивного предикативного словаря. Обучение пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди совершают различные действия. б. Обучение выполнению одно- и двухступенчатых инструкций
4-я неделя — «Обувь» .

Развитие экспрессивной речи

  1. Преодоление речевого негативизма. Вызывание желания говорить.

  2. Формирование речи как средства общения. Воспитание потребности в речевом общении.

  3. Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения (игрушки, обувь, одежда).

  4. Обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля).

4-й раздел. Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: где? куда? откуда? кому?
ого? у кого? чем?


  1. Обучение правильному построению двухсловных предложений: Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди!

  1. Формирование умения отвечать на вопросы кто это? что делает?

  1. Развитие умения согласовывать прилагательные и числительное «один» с су-1ествительными в роде и числе в именительном падеже: один жук, синий мяч.

5-й раздел. Развитие речевого общения

  1. Стимулирование детей к составлению и использованию в речи двухсловных предложений: Это ляля. Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди! На кису.

  2. Обучение договариванию за взрослым слов и словосочетаний в потешках, упражнениях, стихотворениях.




  1. Обучение ответам на вопросы кто это? что это? Формирование умения за­давать эти вопросы.

  2. Обучение пониманию несложных рассказов взрослого по сюжетной картинке.

  3. Обучение слушанию сказок со зрительной опорой на картинку.

6-й раздел. Развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений

  1. Ознакомление с геометрическими фигурами и формами предметов. Обучение различению объемных форм и плоских фигур.

  2. Обучение группировке предметов по цвету, размеру, форме; подбору и срав­нению контрастных по величине предметов.

  3. Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, мало, один).

  4. Обучение ориентировке в строении собственного тела и основных направле­ниях «от себя».

7-й раздел. Развитие мелкой моторики,

конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность

  1. Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (2—3 части с горизонтальным и вертикальным разрезами).

  2. Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковых гимнастиках.




  1. Обучение играм со строительным материалом. Сооружение несложных по­строек по образцу и представлению.

  2. Развитие сенсорного восприятия форм, размеров, цветовых сочетаний, про­порций. Освоение умения отражать простые предметы и явления в лепке, аппли­кации, рисовании, конструировании.

  3. Формирование умения правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, про­мывать и осушать ее. Обучение проведению карандашом и кистью длинных и ко­ротких линий, штрихов, точек. Обучение рисованию предметов с помощью прямых и округлых линий.

  4. Развитие зрительной и двигательной памяти, формирование умения управ­лять своими движениями при вырезывании. Боепитание интереса к аппликации. Формирование умения наносить кистью клей на готовую форму. Обучение накле­иванию готовых форм.

  5. Воспитание интереса к лепке. Освоение приемов лепки: раскатывание комка между ладонями, сплющивание комка ладонями.

8-й раздел. Музыкальное развитие

1. Обогащение двигательного опыта детей. Развитие координации движений
пи ходьбе, маршировке. Воспитание чувства ритма и выразительности движений.

2. Воспитание музыкально-ритмических навыков, умения выполнять движения
в общем для всех темпе.

3. Развитие слухового внимания, обучение реакции на начало и конец музыки,
также движениям, соответствующим ее характеру, тембру.

4. Развитие у детей подражательности, речевого подражания. Обучение пению
попевок со звукоподражаниями.

9-й раздел. Физическое развитие

  1. Формирование правильной осанки. Развитие глазомера, ловкости.

  2. Коррекция нарушений основных движений с целью укрепления и развития мышц, обогащение двигательного опыта детей.

  3. Отработка четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе ритме.

  4. Обучение детей ходьбе и бегу в колонне, по кругу, с изменением направления, : асеыпную. Развитие устойчивости и равновесия при ходьбе и беге.

  5. Обучение детей прыжкам на носках на двух ногах, прыжкам с продвижением, высоты; закрепление навыка приземления на полусогнутые ноги.

  6. Обучение детей катанию мяча. Формирование умения ловить и бросать мяч.

  7. Упражнения в подлезании под шнур, под дугу на коленях и ладонях.

  8. Обучение ходьбе приставным шагом по нижней рейке гимнастической стен-

II период (декабрь, январь, февраль)

1-й раздел. Развитие слухового и зрительного внимания

и восприятия

  1. Развитие внимания к неречевым звукам, совершенствование умения разли­ть их.

  2. Воспитание слухового внимания при слушании тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.

3. Развитие внимания к ритмической основе, слоговой структуре слова.

2-й раздел. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков

  1. Воспитание речевого диафрагмального дыхания. Формирование длительного плавного ротового выдоха (3—4 сек.)

  2. Развитие речевого подражания.

  3. Развитие силы и динамики голоса.

  4. Пение гласных звуков [а], [о], [у], [и], [э], их слияний, слогов с согласными звуками [м], [п], [б], [д], [т], [н], [м'], [п'], [б'], [д'], [т'], [н'], звукоподражаний.

  5. Развитие интонационной выразительности речи в звукоподражаниях.

  6. Активизация движений речевого аппарата.

  7. Воспитание умеренного темпа речи (речь с движением).

3-й раздел. Формирование фонематического восприятия

1. Формирование умения воспроизводить гласные звуки на основе восприятия беззвучной артикуляции.

2 Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] - [а], [и] - [у], [э] - [о], [и] - [о], [э] - [у].

4-й раздел. Формирование и совершенствование лексического состава языка

^ Декабрь Январь

Февраль

Лексические темы

1-я неделя — «Обувь»; 2—3-я недели — «Мебель»; 4-я неделя — «Новый год. Ёлка».

1—2-я недели — зимние каникулы; проводится только ин­дивидуальная работа; 3-я неделя — «Продукты питания»; 4-я неделя — «Посуда». 1-я неделя — «Посуда»; 2—3-я недели — «Домашние птицы»; 4-я неделя — «Домашние животные».

Развитие импрессивной речи

  1. Дальнейшее развитие пассивного словаря существительных. Обучение детей узнаванию предметов по их назначению и по описанию.

2.Закрепление понимания обобщающих понятий.

  1. Активное усвоение глагольного словаря (инфинитив и повелительное накло­нение глагола).

  2. Развитие понимания грамматических форм речи:

© единственного и множественного числа существительных мужского рода: ста­кан стаканы, чайник чайники;

© единственного и множественного числа существительных женского рода: чашка — чашки, кастрюля — кастрюли;

© глаголов единственного и множественного числа настоящего времени: ест едят, пьет пьют;

© предложных конструкций с простыми предлогами.

5. Обучение пониманию вопросов по сюжетной и предметным картинкам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой.

Развитие экспрессивной речи

  1. Формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и инто­национно-ритмического рисунка в двусложных и односложных словах (Аня, кот i.

  2. Составление и заучивание двусложных слов из одинаковых слогов (мама. папа, баба, дядя, ляля).

  3. Составление и заучивание двусложных слов из разных слогов (Тома, Даня).

  4. Развитие словаря существительных по изучаемым лексическим темам.

  5. Формирование глагольного словаря за счет активного усвоения инфинитива и повелительного наклонения глаголов.

  6. Пополнение словаря за счет прилагательных, обозначающих цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), размер (большой, маленький).

7. Введение в речь местоимений, наречий, числительных, простых предлогов.
союза и.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

И. А. Смирнова кандидат педагогических наук iconУчебный курс «Допинговые проблемы современного спорта и организация...
Р педагогических наук, профессор А. А. Кудинов; кандидат философских наук, профессор Ю. Н. Москвичев; кандидат педагогических наук,...
И. А. Смирнова кандидат педагогических наук iconМетодика обучения глухих детей языку. Учеб пособие для студентов...
Рецензенты: член-корреспондент апн ссср, доктор педагогических наук Н. Д. Ярмаченко, кандидат педагогических наук К. А. Волкова,...
И. А. Смирнова кандидат педагогических наук iconВ. А. Васенев основы безопасности жизнедеятельности
Рецензенты: кандидат педагогических наук Н. И. Хромов, старший инструктор-методист обж дюк фп «Юниор» А. В. Наследухов, кандидат...
И. А. Смирнова кандидат педагогических наук iconЛинка-пресс
Е. А. Соколовская, кандидат педагогических наук Н. Н. Лобанова, кандидат психологических наук
И. А. Смирнова кандидат педагогических наук iconУчебно-методическое пособие Хабаровск 2004 ббк 88. 8 Р22 Рецензенты:...
...
И. А. Смирнова кандидат педагогических наук iconЛезгинский народный героический эпос махачкала
Рамазанова Д. Ш., кандидат исторических наук; Рашидов А., кандидат филологических наук; Ризванов М. Р., кандидат философских наук;...
И. А. Смирнова кандидат педагогических наук iconА. Э. Смирнова учитель-логопед, руководитель методического объединения...
Г. В. Бабина — кандидат педагогических наук профессор; А. Э. Смирнова — учитель-логопед, руководитель методического объединения учителей...
И. А. Смирнова кандидат педагогических наук iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению
Зав кафедрой доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент В. К. Батурин
И. А. Смирнова кандидат педагогических наук iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению
Зав кафедрой доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент В. К. Батурин
И. А. Смирнова кандидат педагогических наук iconВ87 оглавление
Кнопов Г. С, кандидат юридических наук, доцен т (гл. 26); Седанов С. Ю., кандидат юридических наук, старший преподаватель (гл. 20);...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница