Скачать 1.64 Mb.
|
![]() ![]() ББК74.3 Н71 Рецензент: И. А. Смирнова кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина Нищева Н. В. Н71 Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 120 с. + цв. вкл. 96 с. ISBN 5-89814-216-9 Пособие предназначено для развития речи и познавательной деятельности детей 3—4 лет и будет также полезно в работе с детьми: имеющими отставание в развитии речи, отстающими в моторном или интеллектуальном развитии, имеющими проблемы в поведении вследствие повышенной или, наоборот, сниженной двигательной активности. Материал представлен в занимательной, доступной и интересной для маленьких детей форме. Адресовано логопедам, воспитателям, родителям. Главный редактор С. Д. Ермолаев Шеф-редактор Л. Ю. Киреева Редакторы О. В. Тучапская, Е. Юрьева Художники О. Н. Капустина, Е. М. Воробьева Художник обложки И. Н. Ржевцева Дизайнер А. В. Амбросович Корректор В. Д. Чаленко Компьютерная верстка А. Л. Сергеенок ЛР № 065631 от 19.01.98. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 197348, Санкт-Петербург, а/я 45. Тел.: (812) 303-89-58, 542-84-37 E-mail: detstvopress@mail.ru Представительство в Москве: МОО «Разум», Ивановская ул., д. 34. Тел.: (095) 976-65-33 Сдано в набор 05.09.02. Подписано в печать 08.01.2004. Формат 60х90'/8- Гарнитура Школьная. Усл. печ. л. 15,0 + вклейка 12,0. Тираж 20 000 экз. (1-й завод — 6000 экз.). Заказ № 1465. Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. © Н. В. Нищева, 2004 ISBN 5-89814-216-9 © Оформление. Издательство*ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 ^ Предисловие Данное пособие создавалось для того, чтобы помочь логопедам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста, а также воспитателям, родителям, гувернерам. Работая над книгой, автор учла рекомендации своего учителя, профессора кафедры логопедии Института специальной педагогики и психологии Волковой Галины Анатольевны. Представленное в пособии перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе соответствует рекомендациям Л. Н. Павловой («Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения»), С.А.Мироновой («Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях») и опирается на программу воспитания и обучения в детском саду. В последние годы все больше открывается логопедических групп для детей младшего дошкольного возраста (четвертый год жизни) с тяжелой речевой патологией: алалией, дизартрией, ринолалией, имеющих лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи. У этих детей речь практически не развита, словесные средства отсутствуют; в лучшем случае они общаются с помощью лепетных слов или звукоподражаний. Другие дети общаются с помощью речевых средств, набор которых крайне ограничен. Их речь настолько изобилует аграмматизмами, что малопонятна окружающим. Все эти дети нуждаются в квалифицированной помощи невропатолога, логопеда, психолога, что обеспечивается при их поступлении в логопедические группы. Согласно программе обучения и воспитания в детском саду в младшей группе рекомендуется проводить 11 занятий в неделю и не более 2 занятий в день при продолжительности 15 минут. В логопедической группе для детей раннего возраста проводится 13 занятий в неделю продолжительностью от 10 до 15 минут: -ознакомление с окружающим — 1 занятие; -развитие элементарных математических представлений — 1 занятие; -рисование (чередуется с аппликацией, конструированием, лепкой) — 1 занятие; -физкультурные — 2 занятия; v7 - -музыкальные — 2 занятия; - лечебная физкультура (для нуждающихся) — 2 занятия; -подгрупповые логопедические — 4 занятия. При этом занятия лечебной физкультурой можно считать лечебными процедурами. Примерный режим дня Прием детей, игры, утренняя гимнастика 7.30—8.20 Подготовка к завтраку 8.20—8.30 Завтрак 8.30—8.50 Подготовка к занятиям 8.50—9,00 Первое занятие воспитателя и первое логопедическое занятие (проводится по подгруппам) 9.00—9.15 Второе занятие воспитателя и второе логопедическое занятие (проводится по "подгруппам) 9.25—9.40 Третье подгрупповое логопедическое занятие, индивидуальная работа, игры, подготовка к прогулке.... 9.40—10.35 Прогулка, индивидуальная работа 10.35--11.45 Подготовка к обеду. Обед 11.45—12.45 Подготовка ко сну. Сон 12.45 —15.15 Подъем. Бодрящая гимнастика 15.15—15.30 Подготовка к полднику. Полдник 15.30—16.15 Индивидуальная работа. Игры 16.15—16.55 Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход домой 17.00—17.30 Занятия с подгруппой из 3—4 человек (подгрупповые) в младшей логопедической группе проводятся по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам. Продолжительность занятия 10—15 минут. Каждое занятие содержит 2—3 задания или игры продолжительностью 4—5 минут. Планируя работу с детьми, логопед обязательно учитывает то, что группа делится на три подгруппы, а значит, у детей одной подгруппы получается в день не два, а три подгрупповых занятия. Поэтому в течение недели расписание подгрупповых занятий составляется с чередованием подгрупп. Кроме того, с детьми, которые участвовали в трех подгрупповых занятиях, в этот день не проводится индивидуальная работа. Индивидуальная работа логопеда с детьми занимает все остальное время и проводится даже во время прогулки. Продолжительность индивидуального занятия не превышает десяти минут. Чтобы восполнить время прогулки, занятое индивидуальными занятиями с логопедом в первой половине дня; в логопедической группе на вечернюю прогулку выходят на 10 минут раньше, чем в массовых группах. По средам логопед проводит либо индивидуальные занятия с детьми в утренние часы, либо индивидуальные занятия с детьми с одновременным консультированием родителей в вечернее время. В младшей логопедической группе важной составляющей работы логопеда является общение с детьми в режимные моменты, что позволяет специалисту быстрее вызвать ребенка на контакт, построить с ним доверительные отношения. В связи с этим, по решению специалиста, иногда возможна замена индивидуальных занятий во время прогулки на живое общение с детьми, проведение разученных ранее игр на свежем воздухе. Обучение в младшей логопедической группе можно разделить на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май, июнь. В сентябре проводится обследование состояния речи и неречевых психических функций детей, выявляются структуры и механизмы речевых нарушений, заполняются «речевые карты» на каждого ребенка. В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Основная задача логопеда в этот период — вызвать у детей желание говорить, преодолеть речевой негативизм, продуцировать речевые контакты, положительные эмоциональные переживания, блокирующие отрицательные эмоции. Переход к речевым контактам, к формированию речи как средству общения осуществляется после появления элементов спонтанной деятельности. Логопед не побуждает детей говорить, но поощряет их, когда желание говорить появилось; работает над вызыванием подражательной речевой деятельности, расширением объема понимания речи. В этот период на занятиях желательно больше использовать игрушки и реальные предметы, так как восприятие рисунков у детей еще затруднено. Крупные яркие картинки вводятся постепенно. Представленные в книге картинки создавались специально для детей четвертого года жизни с проблемами в речевом развитии. Они достаточно крупные, яркие и к тому же лишены отвлекающих детей деталей. В течение этого периода работа строится на материале следующих лексических тем: октябрь: 1-я неделя — ^ 2—3-я недели — Игрушки; 4-я неделя — Части тела и лица; ноябрь: 1-я неделя — Туалетные принадлежности; 2—3-я недели — Одежда; 4-я неделя — Обувь; С декабря (второй период) у детей формируется словарный минимум. Основное внимание логопед уделяет ритмической основе и слоговой структуре слова; начинает применять в работе сюжетные картинки, работает над обучением детей построению двухсловных предложений: Катя, иди. Брось мяч. Заучиваются отдельные обиходные словосочетания. Изучаются следующие лексические темы: декабрь: 1-я неделя — ^ 2—3-я недели — Мебель; 4-я неделя — Новый год. Елка; январь: 1—2-я недели — проводится только индивидуальная работа, поскольку у детей зимние каникулы; 3-я неделя — ^ 4-я неделя — Посуда; февраль: 1-я неделя — Посуда; 2—3-я недели — Домашние птицы; 4-я неделя — Домашние животные. С марта (третий период) у детей формируется короткая бытовая фраза из 2—3 слов. Уточняется, но пока не корректируется фонетическая сторона речи. Ведется работа над различением грамматических форм слов. Продолжается работа по сюжетным картинкам. Заучиваются небольшие стишки и потешки, пересказываются с помощью логопеда сказки. Работа проводится на материале следующих лексических тем: март: 1-я неделя — ^ 2-я неделя — Домашние животные; 3—4-я недели — Дикие птицы; апрель: 1—2-я недели —Дикие животные; 3—4-я недели — Транспорт; май: 1-я неделя — у детей весенние каникулы, проводится только индивидуальная работа; 2-я неделя — ^ 3-я неделя — Лето. Насекомые; 4-я неделя — Лето. Игры с водой. В июне с детьми проводится только индивидуальная работа, по возможности на свежем воздухе, в ходе которой закрепляется и повторяется весь материал, пройденный за учебный год. В конце июня логопед дает индивидуальные рекомендации родителям каждого ребенка на лето. В приложении настоящего пособия представлены сказки, написанные специально для занятий с детьми четвертого года жизни, имеющими проблемы в речевом развитии. Тексты сказок создавались с учетом особенностей общего и речевого развития таких детей. Кроме того, в приложении содержатся материалы, необходимые логопеду для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий: предметные, сюжетные и разрезные картинки. Предметные картинки представлены далеко не в полном объеме, так как в кабинете каждого логопеда есть картотека предметных картинок по лексическим темам, изучаемым в детском саду. Для создания и расширения таких картотек можно порекомендовать книжки-раскраски, выпускаемые издательством «ДЕТСТВО-ПРЕСС» по всем лексическим темам. Очень много сюжетных картинок для занятий можно найти в пособии «Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа. Домашняя тетрадь»*, рекомендуемом для домашних занятий родителей с детьми младшего дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии. В пособии содержатся ссылки на «Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада». Желательно приобрести такие тетради на каждого ребенка, но если такой возможности нет, педагогам следует самостоятельно подобрать материал для занятий в соответствии с нашими рекомендациями. Задания, предложенные в тетради, учат младших дошкольников работать с красками (гуашью и кистью). Выполняя задания, дети учатся проводить длинные и короткие, прямые и волнистые линии, наносить штрихи и точки, рисовать круги, а к концу учебного года — закрашивать готовые изображения. В тетради содержатся 30 заданий по лексическим темам, изучаемым в младшей логопедической группе"". х См. кн.: Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. ж* Нищева Н. В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. ^ развивающей среды в младшей логопедической группе Известно, что предметно-пространственная развивающая среда в группе детского сада создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. В логопедической группе детского сада создание предметно-пространственной развивающей среды приобретает особое значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии. Она должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор — лучше менять оборудование раз в неделю. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий. При организации предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе нужно учитывать, что дети младшего дошкольного взраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (Полякова М. Н.), поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с тяжелой речевой патологией движения плохо скоординированы, дети моторно неловки, не обладают быстрой реакцией. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место для езды на трехколесном велосипеде, катания в большом грузовике, катания кукол в коляске, сооружения модульных конструкций. С учетом того, что в этом возрасте у детей формируются сенсорные способности (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зрительного восприятия), в группе должно быть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей. Дети младшего дошкольного возраста предпочитают крупные яркие игрушки, которые должны быть сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм. Особенно в логопедической группе не должно быть неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются первичные представления об окружающем. Помня о том, что развитие речи непосредственным образом связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, педагогам следует оснащать развивающую среду в младшей логопедической группе большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики. Дети четвертого года жизни с общим недоразвитием речи, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, предпочитают игры не «вместе», а «рядом», для чего также должны быть созданы все условия. При этом начинающееся формирование коммуникативных навыков в игре предполагает создание обстановки и для сюжетно-ролевых игр. Особое значение в младшей логопедической группе необходимо уделять играм-драматизациям и театральным играм, проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне. Это требует должного оборудования (костюмы, маски, атрибуты) для обыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята». Здесь же обязательно оборудуется уголок «Учимся говорить» (см. табл. 1). В кабинете логопеда рекомендуется создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы. В речевом уголке должно быть достаточное количество игрушек и крупных предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, для уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков (губных, переднеязычных, заднеязычных), настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок. Здесь же оборудуются отдельные уголки с развивающими играми и игрушками для мальчиков и девочек. На стенах и мебели крепятся ковролин, магнитные доски, маленькие наборные полотна на уровне роста детей. Для того чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь набор интересных игрушек. Таблица 1. Организация развивающей среды в группе
Перспективный план работы младшей логопедической группы для детей с ОНР I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) 1—4 недели сентября — обследование речи и неречевых психических функций детей. Заполнение речевых карт. Наблюдение за детьми в режимные моменты. 1-й раздел. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия
2-й раздел. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков
3-й раздел. Формирование и совершенствование лексического состава языка Октябрь Лексические темы 1-я неделя — «Семья»; 2—3-я недели — «Игрушки»; 4-я неделя — «Части тела и лица» . Ноябрь 1-я неделя — «Туалетные принадлежности»; 2—3-я недели — «Одежда»; Развитие импрессивной речи
5 Развитие пассивного предикативного словаря. Обучение пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди совершают различные действия. б. Обучение выполнению одно- и двухступенчатых инструкций 4-я неделя — «Обувь» . Развитие экспрессивной речи
4-й раздел. Формирование и совершенствование грамматического строя речи 1. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: где? куда? откуда? кому? ого? у кого? чем?
5-й раздел. Развитие речевого общения
6-й раздел. Развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений
7-й раздел. Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность
8-й раздел. Музыкальное развитие 1. Обогащение двигательного опыта детей. Развитие координации движений пи ходьбе, маршировке. Воспитание чувства ритма и выразительности движений. 2. Воспитание музыкально-ритмических навыков, умения выполнять движения в общем для всех темпе. 3. Развитие слухового внимания, обучение реакции на начало и конец музыки, также движениям, соответствующим ее характеру, тембру. 4. Развитие у детей подражательности, речевого подражания. Обучение пению попевок со звукоподражаниями. 9-й раздел. Физическое развитие
II период (декабрь, январь, февраль) 1-й раздел. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия
3. Развитие внимания к ритмической основе, слоговой структуре слова. 2-й раздел. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков
3-й раздел. Формирование фонематического восприятия 1. Формирование умения воспроизводить гласные звуки на основе восприятия беззвучной артикуляции. 2 Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] - [а], [и] - [у], [э] - [о], [и] - [о], [э] - [у]. 4-й раздел. Формирование и совершенствование лексического состава языка ^ Февраль Лексические темы 1-я неделя — «Обувь»; 2—3-я недели — «Мебель»; 4-я неделя — «Новый год. Ёлка». 1—2-я недели — зимние каникулы; проводится только индивидуальная работа; 3-я неделя — «Продукты питания»; 4-я неделя — «Посуда». 1-я неделя — «Посуда»; 2—3-я недели — «Домашние птицы»; 4-я неделя — «Домашние животные». Развитие импрессивной речи
2.Закрепление понимания обобщающих понятий.
© единственного и множественного числа существительных мужского рода: стакан — стаканы, чайник — чайники; © единственного и множественного числа существительных женского рода: чашка — чашки, кастрюля — кастрюли; © глаголов единственного и множественного числа настоящего времени: ест — едят, пьет —пьют; © предложных конструкций с простыми предлогами. 5. Обучение пониманию вопросов по сюжетной и предметным картинкам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой. Развитие экспрессивной речи
7. Введение в речь местоимений, наречий, числительных, простых предлогов. союза и. |
![]() | Учебный курс «Допинговые проблемы современного спорта и организация... Р педагогических наук, профессор А. А. Кудинов; кандидат философских наук, профессор Ю. Н. Москвичев; кандидат педагогических наук,... | ![]() | Методика обучения глухих детей языку. Учеб пособие для студентов... Рецензенты: член-корреспондент апн ссср, доктор педагогических наук Н. Д. Ярмаченко, кандидат педагогических наук К. А. Волкова,... |
![]() | В. А. Васенев основы безопасности жизнедеятельности Рецензенты: кандидат педагогических наук Н. И. Хромов, старший инструктор-методист обж дюк фп «Юниор» А. В. Наследухов, кандидат... | ![]() | Линка-пресс Е. А. Соколовская, кандидат педагогических наук Н. Н. Лобанова, кандидат психологических наук |
![]() | Учебно-методическое пособие Хабаровск 2004 ббк 88. 8 Р22 Рецензенты:... ... | ![]() | Лезгинский народный героический эпос махачкала Рамазанова Д. Ш., кандидат исторических наук; Рашидов А., кандидат филологических наук; Ризванов М. Р., кандидат философских наук;... |
![]() | А. Э. Смирнова учитель-логопед, руководитель методического объединения... Г. В. Бабина — кандидат педагогических наук профессор; А. Э. Смирнова — учитель-логопед, руководитель методического объединения учителей... | ![]() | Методические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению Зав кафедрой доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент В. К. Батурин |
![]() | Методические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению Зав кафедрой доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент В. К. Батурин | ![]() | В87 оглавление Кнопов Г. С, кандидат юридических наук, доцен т (гл. 26); Седанов С. Ю., кандидат юридических наук, старший преподаватель (гл. 20);... |